Наталья Шаповалова. С ромашками в душе через всю войну…
Только тогда я поняла, в полной мере, как я люблю этот город! Я осознала, что его может не быть… Жизнь разделилась на «до» и «после»…
Вязание – мое хобби. Вяжу с детства, научила вязать меня классный руководитель. Студенческие годы прошли со спицами в руках. Особенно классные вещи получались на лекциях по истории КПСС. Правда, дефицит ниток в советское время не давал реализовать задумки.
Зато для дочери я стараюсь воплотить все желаемое. Наряднее всех мой ребенок ходил в садик, в ярких и красивых изделиях. Потом нагрузки в школе, вечные проверки тетрадей отодвинули мое хобби на задний план.
С крючком я подружилась недавно – лет 8 назад. Привела меня к этому болезнь. Серьезные проблемы с позвоночником уложили меня в постель. Я отказалась от операции, потому ни инвалидности, ни пенсии мне не дали. А жить как? И вспомнили мои руки спицы и крючок.
Училась по журналам, потом помогал интернет. Лежа вязала национальные куклы на чайники, домовят, зверюшек, амигуруми и прочие сувениры. Сдавала под реализацию. Потом стала вязать вещи на заказ. Собрала денег на массажную кровать, с ее помощью за 3,5 года я полностью восстановилась.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это про меня. Я вынуждена была в этом направлении развиваться, чтобы зарабатывать. А зарабатывать для того, чтобы снова встать на ноги, научиться ходить. Я была живым растением, обузой для своей 16-летней дочери, которая взвалила на себя эту непосильную ношу. Теперь она молодец, стала крепким оловянным солдатиком, я за ней, как за каменной стеной…
Теперь её не сломать, она сильная, мудрая не по годам, ей пришлось пройти такую закалку. Она справится со всем, когда меня не станет. И сейчас, в это страшное военное время, уже взрослая дочь стала моим стержнем и утешением. Она — мое самое дорогое создание, она всегда должна быть рядом, чтобы, в случае обстрела, я успела ее накрыть собой, сохранить и защитить…
Очень важен в жизни внутренний настрой. Обстоятельства складываются так, как ты этого хочешь. Мысли материализуются. В этом много раз убеждалась во время войны. Когда началась война, был шок, страх, паника. Во время обстрелов мы с дочкой (а из шести семей на этаже остались только мы) прятались за стеной шахты лифта. Потом просто устали бояться, гадать, к нам прилетит или пролетит мимо…
Под канонады я стала все перемывать, складывать, делать генеральную уборку. Потом достала нитки и стала вязать любимые ромашки. Потом куда-то их применю… Просто, чтобы отвлечься, переключиться с обстрелов, не думать о смерти, не дать вывести себя из равновесия. Со стороны, конечно, это выглядело не очень нормально. Но надо учиться жить даже в таких условиях.
Знакомые посмеивались. А я прибираю квартиру, вяжу, да приговариваю: «Туда, где чистота да красота, снаряд не попадает». Так и случалось, моя установка срабатывала. В соседние два дома попали снаряды, а наш дом цел. У соседей ударной волной выбило стекла, а у нас целые стеклопакеты.
Так же настраивали себя, когда жили 2 месяца без воды и электричества, когда стояли в огромнейших очередях за хлебом, водой, готовили на общем балконе 9 этажа на кирпичиках и дровах. В подъезде тогда оставалось 7 семей из 72 квартир. Чужие стали родными. Так и сейчас переживаю блокаду, вздрагивая от канонад, доносящихся с окраин города. Хожу в церковь, обращаюсь к Богу, ищу внутренние силы пережить все это и не сломаться, поддерживаю других. Настраиваю себя на лучшее, верю в победу на моей земле.
И вяжу… Много планов, задумок хочу осуществить после войны. Война изменила меня. Наверное, нужно было пережить это, чтобы прочувствовать выражения «жажда жизни», «дышать полной грудью». Хочется жить, творить, быть полезным людям, своему ребенку, дождаться и потискать внуков. Теперь все воспринимаешь не так, как раньше, острее, сильнее…
Восхищает обыденная красота, на которую не обращала внимания раньше. Хочется сохранить и защитить все живое рядом с собой. Во всем и всех вижу только красивое, позитивное. Душа просит добра и света. Теперь нее могу тратить жизнь по пустякам, понимаю ценность жизни и счастья. Чужие люди стали родными и дорогими.
Научилась не раскисать, какое бы испытание тебе не преподнесла жизнь, не опускать руки, помогать другим, переносить все тяготы. Теперь понимаю, что каждому дается ровно столько, сколько он может вынести!
Так, под обстрелами, под вой и гул самолетов, родилась моя туника с ромашками. Начало ей было положено год назад. Натолкнули меня на это кадры из военного фильма: грохочет бой, стелется дым, на его фоне пробитая пулей каска, а рядом растет обгоревшая ромашка. Не сломали, не убили, будет жить! Вот так и мы в нашу землю вросли корнями, все вынесем и переживем! Будем жить!
От себя:
Раньше, при упоминании слова «Донбасс» в сознании всплывали лица горняков, трудяг из подземелья, добывающих уголь… Теперь Донбасс – это опаленная войной территория, где живут сильные люди, вставшие на защиту своей земли, своих родных, своей свободы.
Каждый день жестокие обстрелы, гибель родных и близких, нестерпимая боль, кровь, страдания. Рушится все вокруг, дома складываются, как игрушечные конструкторы, машины горят, как коробки спичек, плавится металл
Каждый день и ночь приносят тяжелые новости, теряют близких, родных… Бессмысленные обстрелы, непонятная война. Кажется, сил больше нет терпеть этот ужас, душа кричит и стонет. А жить так хочется…
Люди живут, перенося страдания, испытывая нужду во всем: в воде, тепле, питании, живут! Всем врагам назло. Борются и защищают свою землю, свободу, убеждения. Тяжело, горько, невыносимо больно, но пытаются выжить, спасая свои души творчеством.
Сил Вам, мужественные люди, терпения, большой веры в себя и Победу. Она непременно придет. Добро и Разум победит. Они сильнее зла.